Верховный суд Российской Федерации определил, что лицо, чье право нарушено передачей ему товара ненадлежащего качества, вправе избрать только один из перечисленных способов защиты своего нарушенного права, иное приведет к возложению двойной ответственности на ответчика за одно нарушение обязательств, что противоречит принципам гражданского законодательства.
Иными словами при продаже некачественного товара, потребитель не может требовать скидку на такой товар и одновременно его ремонт.
Суть спора: Гражданин заказал мебель и внес авансовый платеж 70%. Продавец нарушил сроки доставки мебели, и поставил мебель с недостатками. В суде покупатель требовал с продавца снизить цену на товар на 30%, устранить дефекты и взыскать неустойку. Суды первой и апелляционной инстанций решили, что недостатки настолько существенны, что ремонтировать мебель не имеет смысла, требования об уплате неустойки и предоставлении скидки удовлетворены.
ВС РФ отметил: нельзя было отказать в устранении недостатков только потому, что это нецелесообразно, при этом взыскание неустойки не обоснованно. По Закону о защите прав потребителей в подобном случае покупатель может требовать:
— заменить товар изделием той же марки, модели, артикула;
— заменить его товаром другой марки, модели, артикула с перерасчетом цены;
— соразмерно уменьшить цену;
— бесплатно и незамедлительно устранить недостатки товара или возместить расходы на их устранение.
Можно также отказаться от договора и потребовать вернуть уплаченную сумму. В этом случае продавец вправе попросить вернуть некачественный товар.
Важно, что покупатель должен выбрать только один из перечисленных вариантов, а он выбрал два. Таким образом, продавец несет двойную ответственность, а это недопустимо.
Дело направлено на новое рассмотрение в апелляцию.
Источник: Определение ВС РФ от 25.12.2018 N 5-КГ18-257
Закон о защите прав потребителей
- Банк России решил сохранить ключевую ставку на уровне 7,75% годовых
- Налоговые споры